К 100-летию выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова

К 100-летию выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова
К 100-летию выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова
К 100-летию выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова
К 100-летию выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова
К 100-летию выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова
Фото: gasur.ru
В 2024 г. Удмуртия празднует 100-летие со дня рождения выдающегося композитора, автора первой удмуртской оперы и первой удмуртской симфонии Германа Афанасьевича Корепанова.

Он родился 30 июля 1924 г. в с. Селты Вотской автономной области. Отец – Афанасий Федорович – выходец из крестьян, партийный и советский деятель. Мать – Варвара Матвеевна – домохозяйка. 

В первые годы детства Германа семья часто переезжала вслед за новыми назначениями Афанасия Федоровича. В 1935 г. семья Корепановых переехала в г. Ижевск. Герман стал учеником школы № 24, отца назначили проректором учебной части Удмуртской высшей сельскохозяйственной школы.

В 1937 г. счастливая жизнь закончилась: отца арестовали и мать осталась одна с 3 детьми. Чудом ей удалось найти работу и вырастить детей. Герман, как вспоминают друзья, в эти годы очень изменился, стал замкнутым, задумчивым, молчаливым. Спасала подростка литература и музыка.

В школьные годы Герман с друзьями издавали школьный литературный журнал «Аллигатор». В 1939 г. он стал лучшим школьным рукописным журналом по версии всесоюзной газеты «Пионерская правда». Герману вручили премию – большой ящик с книгами.

Любовь к музыке перешла к Герману от отца, который играл на балалайке. Герман научился играть на балалайке, мандолине, пел в хоре, заслушивался классической музыкой, которую передавали по радио. В 15 лет он записался в класс фортепиано в Дом детского художественного творчества. Тогда он записал в дневнике: «Не могу оставаться спокойным ни к какой музыке. Так и выворачивает все. Кажется, я готов променять на нее все, что только в моих силах».

В 1942 г. Герман закончил школу «при отличном поведении», с пятерками по русскому языку, литературе и географии. 

Шла Великая Отечественная война и с мыслями о продолжении музыкального образования ему пришлось расстаться. Затем была учеба в Ленинградском краснознаменном артиллерийском училище, которое было эвакуировано в г. Ижевск, служба на Дальнем Востоке. Войну он закончил в Корее. В полку, где служил Герман, был духовой оркестр. Неожиданно капельмейстера демобилизовали и требовалось срочно найти ему замену. Кто-то из сослуживцев Германа сказал начальству, что есть человек, который знает нотную грамоту и играет на мандолине. Замполит вызвал Германа и сказал: «Вот тебе приказ, с завтрашнего дня принимай оркестр». Работа шла сложно, музыканты не сразу приняли Германа в качестве руководителя. Через некоторое время на смотре духовых оркестров дивизии оркестр Г.А. Корепанова занял первое место. 

После демобилизации Герман вернулся в Ижевск, поступил на литературный факультет Удмуртского педагогического института и устроился на работу в хор Удмуртского радиокомитета. Неожиданно пришло понимание, что он ошибся с выбором жизненного пути. Его призвание – музыка. В эти дни он сочинил свою первую удмуртскую песню «Мон тодам ваисько» («Вспоминается мне») на слова Ашальчи Оки и сдал экзамены в Ижевское музыкальное училище, куда его приняли сразу на 2 курс. 

В 1949 г. Герман стал студентом теоретико-композиторского факультета Казанской государственной консерватории. Проучившись год, он был вынужден оставить учебу. Нужно было кормить семью. К этому времени Герман был женат на коренной ижевчанке Людмиле Николаевне Козловой. Она стала его главной опорой в жизни. Благодаря ее поддержке Герман смог осуществить главный труд своей жизни – написать первую удмуртскую оперу. К этому времени Герман Афанасьевич был успешным композитором-песенником, его песни постоянно звучали по радио. Тем не менее, мысль о том, что в Удмуртии должна быть своя национальная опера не оставляла композитора.

Премьера оперы «Наталь» состоялась 21 января 1961 г. Несколько дней Ижевск был под впечатлением этого события. На одной из первых постановок оперы присутствовали композиторы Арам Хачатурян и Тихон Хренников – секретарь правления и председатель Союза композиторов СССР. Они были восхищены оперой и через месяц Германа Корепанова приняли в члены Союза композиторов СССР – первого удмурта, без специального музыкального образования, в виде исключения.

В 1963 г. Герман Корепанов завершил свою первую симфонию. Она стала первой симфонией в удмуртской профессиональной музыке. «В основе симфонии лежит 1937 г., – писал композитор в дневниках – первая часть, ее зловещая тема – это и есть образ того страшного, которое вошло в наш дом с арестом моего отца». Впервые симфония прозвучала 14 мая 1964 г. на музыкальном фестивале им. П.И. Чайковского в исполнении Московского симфонического оркестра под руководством первой женщины дирижера в нашей стране Вероники Дударовой. 

В 1971 г. Германа Корепанова наградили орденом Ленина – высшей государственной наградой Советского Союза. 

В 1980 г. состоялась премьера второй оперы Германа Афанасьевича Корепанова «Мятеж», написанной в соавторстве с сыном, Александром Германовичем Корепановым. Опера была посвящена Ижевско-Воткинскому восстанию 1918 г.

В 1990-е гг., уже после смерти Германа Корепанова, одна из его песен – «Родной Кам шурмы» («Родная Кама река») легла в основу Государственного гимна Удмуртской Республики, написанного его сыном Александром.

В 2020 г. дата рождения Германа Афанасьевича Корепанова была включена в Закон о праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики.

В декабре 1999 г. началось сотрудничество сына композитора – Александра Германовича Корепанова и Центрального государственного архива Удмуртской Республики. Всего за 20 лет им было передано почти 8 тысяч документов своего отца, выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова и членов его семьи: жены Людмилы Николаевны Корепановой, в девичестве Козловой, родителей Г.А. Корепанова – Веры Матвеевны Корепановой и Афанасия Федоровича Корепанова, кроме того, были переданы документы самого А.Г. Корепанова.

В 2004 г. был создан фонд Р-1724 «Семья удмуртских композиторов Корепановых» и проведено первое научное описание документов.

Долгое время часть нотных рукописей Г.А. Корепанова хранилась в Национальной библиотеке Удмуртской Республике, но в 2004 г. эти документы были переданы в Центральный государственный архив Удмуртской Республики. На сегодняшний день фонд является одним из крупнейших фондов личного происхождения архива и содержит 1936 единиц хранения за 1919–2014 гг.

Значительный массив творческого наследия Г.А. Корепанова представлен его нотными рукописями (около 480 ед. хр.). Среди них песни, написанные на стихи известных удмуртских поэтов Г.С. Сабитова, С.П. Широбокова, Г.А. Ходырева, инструментальные произведения. Рукописи песен представлены в нескольких вариантах с пометками Г.А. Корепанова, отражающими процесс работы над произведениями. В фонде сохранились варианты рукописи первой песни Г.А. Корепанова «Мон тодам ваисько» («Я тебя вспоминаю») на слова первой удмуртской поэтессы Ашальчи Оки, в том числе и вариант, в котором указано, что слова песни являются народными.

Сохранились клавиры Г.А. Корепанова к спектаклям Удмуртского государственного театра «Меӵ яр дурын» («На крутом берегу»), «Пӧртмаськись туш» (Волшебная борода»), «Тулкымъяське лыз зарезь» («Волнуется синее море») по пьесам В.Е. Садовникова, поставленным в конце 1940-х – начале 1950-х гг.

В фонде имеется рукопись оркестровой партитуры и опубликованный в 2010 г. клавир первой удмуртской оперы «Наталь».

В 2019-2020 гг. рукописи оркестровых партитур первой удмуртской оперы «Наталь» и первой удмуртской симфонии были включены в Государственный реестр уникальных документов Удмуртской Республики.

Документы по созданию второй оперы Г.А. Корепанова, написанной совместно с сыном А.Г. Корепановым, представлены вариантами либретто к опере, написанными журналистом А.А. Артамоновым, женой композитора Л.Н. Корепановой, черновыми набросками клавира оперы «Восемнадцатый» (первоначальное название оперы «Мятеж») за 1960–1970-е гг. В одном из вариантов либретто, написанном Л.Н. Корепановой, имеется ее пометка: «Вручено Г.А. Корепанову 2 декабря 1978 г. День был солнечный и холодный. Пусть опера будет столь же яркой».

Большой интерес представляют рукописи романа, повестей, рассказов, стихов Г.А. Корепанова конца 1930-х гг., военных и первых послевоенных лет с дополнениями, изменениями и пометками автора. Среди них повести «Остров видений», «В стране человеко-рыб», рассказы «Восстание», «Перья», «Шпион», стихотворения «Часовой», «Море», научно-фантастическая поэма «Затерянный мир», киносценарий «Ты бьешь врага», главы из романа «Песнь о счастье».

Ценнейшими документами являются записные книжки композитора, охватывающие период 1950-х – 1984 гг.: списки общественных и личных дел, деловые и дружеские встречи и телефонные звонки. Они позволяют на протяжении практически трех десятилетий проследить жизнь композитора день за днем. Так, например, сохранились даже тетради с записями о выдаче и возврате книг из личной библиотеки Г.А. Корепанова.

Безусловный интерес представляют сохранившиеся заметки, статьи Г.А. Корепанова, посвященные вопросам развития современной удмуртской профессиональной музыки.

В 2017 г. архивный фонд пополнился большим массивом фотографий Г.А. Корепанова с друзьями, членами семьи, представителями творческой интеллигенции Удмуртии и России второй половины XX в. Среди них: поэты А.В. Лужанин, Г.С. Сабитов, Ашальчи Оки, драматург В.Е. Садовников, писатель М.П. Петров, руководитель хора Удмуртского радиокомитета А.И. Гордон, выдающиеся композиторы А.И. Хачатурян, Т.Н. Хренников.

Интереснейший комплекс фотографий посвящен истории создания и постановки оперы «Наталь». Среди них: фотографии моментов репетиции, премьеры оперы, сцены из оперы 1-й и 2-й редакций, эскиз декораций к опере художника Г.Е. Векшина, а также виды деревни Большая Кибья Можгинского района Удмуртии – места действия повести Ф.Г. Кедрова «Катя», ставшей основой для оперы «Наталь».

Интереснейший пласт уникальной информации содержит переписка Г.А. Корепанова с писателями, поэтами, музыковедами, позволяющая воссоздать неповторимый контекст культурной жизни нашего региона. Среди наиболее ярких адресатов Г.А. Корепанова следует назвать удмуртского композитора Н.М. Греховодова, композитора В.М. Блока, музыковеда Г.Ю. Геллера, дирижеров В.А. Дударову, Э.В. Розена, удмуртского поэта Г.С. Сабитова, поэтов В.К. Семакина, О.А. Поскребышева.

В целом, семейный фонд композиторов Корепанов является одним из наиболее информативных, ярких, содержательных и цельных семейных фондов Центрального государственного архива Удмуртской Республики, раскрывающих творческое своеобразие семьи удмуртских композиторов Корепановых как составной части музыкальной культуры Удмуртии.

Зам. начальника отдела НСА и НИР ГКУ «ЦГА УР»
О.В. Ветошкина




Г.А. Корепанов. Портрет. 1950-е гг.
ГКУ «ЦГА УР».  Ф.Р-1724. Оп. 1. Д. 1807. Л. 6.
Г.А. Корепанов. «Мон тодам ваисько» («Вспоминается мне»).
  Песня для смешанного хора в сопровождении фортепиано. Сл. Ашальчи Оки. 1947 г.
ГКУ «ЦГА УР». Ф.Р-1724. Оп. 1. Д. 207. Л. 1.


Афиша премьерных спектаклей первой удмуртской оперы Г.А. Корепанова «Наталь». 1961 г.
ГКУ «ЦГА УР». Ф.Р-1724. Оп. 1. Д. 519. Л. 2.
Секретарь правления Союза композиторов СССР А.И. Хачатурян (1-й слева) и председатель  Союза композиторов СССР Т.Н. Хренников  (3-й слева) с Г.А. Корепановым (в центре)  на премьере оперы «Наталь». 1961 г.
ГКУ «ЦГА УР». Ф.Р-1724. Оп. 1. Д. 1862. Л. 1.


Г.А. Корепанов и А.Г. Корепанов (сын) за работой над оперой «Мятеж». 1979 г.
ГКУ «ЦГА УР». Ф.Р-1724. Оп. 1. Д. 1873. Л. 1.



 
По теме
Самые интересные события. 13 апреля Государственный национальный театр УР Спектакль «Ышем лулъёс (Пропащие)» (16+), 17:00 Русский драматический театр Удмуртии Спектакль «Приключения Тома Сойера» (10+),
В подшефной школе № 34 состоялось патриотическое мероприятие «Своих не бросаем», посвященное защитникам Отечества – выпускникам и родителям учащихся школы, которые участвовали в Специальной военной операции.
8 апреля 2024 года Сарапульский городской суд вынес приговор в отношении 36-летнего жителя г. Сарапула Удмуртской Республики, который органами предварительного следствия обвинялся в совершении преступления,
Сарапульский городской суд
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г.Глазове информирует о том, что с наступлением весеннего паводка возникает угроза распространения инфекционных заболеваний среди населения,
Балезинский район
Ижевские врачи впервые провели новый вид малоинвазивной операции - Министерство здравоохранения Хирурги ижевской городской клинической больницы №6 впервые при лечении паховой грыжи у мужчины применили одну из новых малоинвазивных методик – тотальную экстраперитонеальную пластику передней брюшной стенки сетчатым имплантатом.
Министерство здравоохранения