«Мелодия небесной росы. Тайные знаки»: сила рода

Подвески, найденные на средневековых городищах.jpg
Пусы д. Лонки-Ворцы.jpg
удмуртская семья.jpg
Фото: udmurt.media

ИА «Удмуртия» совместно с Городской общественной организацией поддержки молодежных национально-культурных объединений Сарапула «Содружество» запускает проект «Мелодия небесной росы. Тайные знаки» (12+).

В цикле из пяти видеофильмов мы познакомим аудиторию с элементами удмуртского национального костюма, расскажем о значении орнамента как важной составляющей фольклора самобытной культуры, ее роли в традиционном укладе жизни, участии в обрядах и праздниках, о хранителях традиций и мастерах, обладающих знаниями о древних знаках и их значениях.

Первое видео посвящено находкам на средневековых городищах, родовым знакам и обустройству жилища.

Жившие более тысячи лет назад на берегах Чепцы люди находились в постоянном единении с природой. На предметах, оставленных древним населением городища Иднакар, нередко встречаются образы животных и птиц.

«Довольно часто можно найти предметы, которые несут в себе образ коня. Вообще индоевропейские народы с самых ранних эпох считали коня символом солнца, символом плодородия, символом обновления жизни» Александр Демин,  заведующий отделом археологии музея-заповедника «Иднакар» им. М. Г. Ивановой

Фото: Данил Кузнецов 

Подвески IX-XIII веков, найденные на средневековых городищах, изображают птиц с развернутыми крыльями. В одном образе соединены орлиный клюв, крылья ворона и утиные лапки. В мифологии финно-угров прародителями земного и верхнего миров были утка, орел или ворон. Древние верили, что эти птицы оберегают от злых сил.

«Утиные лапки – обязательный атрибут некоторых категорий предметов, если говорить про медную пластику. Это культ водоплавающей птицы, который был развит у всех финно-угорских, финно-пермских народов» Александр Демин,  заведующий отделом археологии музея-заповедника «Иднакар» им. М. Г. Ивановой
В коллекциях также представлены орудия труда, одежда, культовые и бытовые предметы. Некоторые изделия тщательно отполированы и имеют резные орнаменты. «На костяных изделиях иногда можно найти пусы, если по-удмуртски, или тамга, если использовать тюркское обозначение. Это знаки собственности, которые принадлежали конкретному роду» Александр Демин,  заведующий отделом археологии музея-заповедника «Иднакар» им. М. Г. Ивановой
Пусы – это знаки, которые использовались для обозначения семейно-родовых отношений, принадлежности к воршуду (определенному роду).

В старину каждый удмурт осознавал свою принадлежность к такому родовому объединению. У понятия «воршуд» несколько смыслов: группа людей, ведущих свое происхождение от одного начала; покровитель рода; материальная святыня.

Этнографы утверждают о существовании более 70 воршудных  групп. Например, Эгра, Порга, Вортча, Тукля, Бигра, Пельга, Бодья. Сегодня мы видим их в названиях населенных пунктов: Игра, Узей-Тукля, Баграш-Бигра, Карамас-Пельга, Якшур-Бодья.

Жители д. Лонки-Ворцы Игринского района до сих пор бережно хранят родовые связи. В 2018 году здесь собрались и взрослые, и малыши рода Тошмо и устроили настоящий праздник. В честь события в деревне появилась скульптура.

«С давних времен здесь заселился род Вортча, от него уже идут роды маленькие, всего мы записали 29. Тошмо – это самый большой род в деревне. <…> На всех домашних орудиях труда делали эти пусы. Или в лесу, например, обозначали свой участок. Если на елке этот пус, ее не надо трогать» Ираида Емельянова, хормейстер Лонки-Ворцынского дома культуры

Фото: Данил Кузнецов

Об устройстве быта и традициях может рассказать жилище удмуртов, его конструктивные особенности.

«Когда мы заходим в дом, можем разделить его на несколько частей. Есть часть дома, которая находится за матицей (несущей балкой), ближе к окну. Есть вторая половина, которая ближе к входной двери. Считается, что матица разделяет пространство дома на две части. Что же касается левой и правой стороны относительно входа, то, как правило, в той части, где стоит печка, находится женская половина, а с противоположной стороны, условно говоря, мужская. Это место, где обычно стоит стол, обустраивается красный угол, для того, чтобы могли собираться люди. В этом плане украшение дома будет отличаться, потому что хозяйственная часть предназначена для работы, и в этом плане иногда здесь мы встречаем больше предметов, которые могут запачкаться. Чаще всего красивые элементы декора, одежды, которая украшает пространство, все-таки находятся во второй половине дома. Это и скатерть, которая стелется на столе. Если скатерть белая, значит, в доме праздник. Если скатерть пестрядинная или вовсе отсутствует, следовательно, день обычный» Диана Антонова, сотрудник экскурсионного центра «Открывая Удмуртию»
Важной частью удмуртской усадьбы был кенос – летний дом невестки, ее личное пространство и место для отдыха с супругом. В кеносе располагался сундук с приданым, одежда, ткани и кровать с пологом. «Обряд шитья полога проводился перед тем, как отправить невесту в дом жениха. В рамках этого обряда устраивались посиделки: подруги приносили свои вещи, которые в качестве подарка передавали невесте, помогали наполнить сундук, дошить полог. <…> Пришивали отметки, кисточки, ленточки, которые не только украшали полог, но и служили оберегом от сглаза, от дурной силы, которая могла плохо повлиять на продолжение рода» Диана Антонова, сотрудник экскурсионного центра «Открывая Удмуртию»
Еще в прошлом столетии удмуртские семьи могли состоять из десятков человек, живущих двумя-тремя поколениями на одной территории в нескольких избах. Окружая себя предметами и знаками, олицетворяющими семейные ценности, они верили и знали, что продолжение рода и большая семья – это счастье.


  Фото: Данил Кузнецов

Напомним, проект победил в первом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив 2024 года.

«Мелодия небесной росы. Тайные знаки» – продолжение творческого проекта, тепло принятого и полюбившегося зрителям в 2021 году. Он рассказывает о старинных музыкальных инструментах удмуртского народа. Проект состоит из четырех документальных фильмов длительностью не менее 25 минут. Ролики посвящены удмуртским гуслям крезь , народной скрипке кубызу духовым   и  ударным   инструментам.

ИА «Удмуртия»
 
По теме
Игринскую детскую школу искусств № 2 в Удмуртии оснастили музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами в рамках нацпроекта «Культура», инициированного президентом России Владимиром Путиным.
На Воинском мемориальном кладбище Мамаева кургана в Волгоградской области 17 июля, в 82-ю годовщину начала Сталинградской битвы, открыли памятный знак «Воинам-уроженцам Удмуртии», павшим в ходе битвы.
Назван призовой фонд конкурса проектов реставрации оружейного завода в Ижевске Власти Удмуртии объявили очередной конкурс проектов восстановления главного корпуса оружейного завода,
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Красногорский район УР Ночью и утром 19 июля 2024 года местами по Удмуртской Республике ожидается туман с ухудшением видимости 500 м и менее.
Красногорский район УР
Профилактика гибели детей на пожарах - Город Можга Детская шалость с огнем часто становится причиной пожаров. Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за отсутствия навыков у детей осторожного обращения с огнем,
Город Можга
НОВАЯ КНИГА В МУЗЕЕ - Музей-усадьба П.И. Чайковского На Московском книжном фестивале «Красная площадь» ученый секретарь музея-усадьбы П.И.
Музей-усадьба П.И. Чайковского
На Мамаевом кургане открыли памятный знак защитникам Сталинграда из Удмуртской Республики - Единая Россия 17 июля, в 82 годовщину начала Сталинградской битвы, на территории Воинского мемориального кладбища Мамаева кургана состоялась торжественная церемония открытия памятного знака «Воинам-уроженцам Удмуртии»,
Единая Россия
20 июля музей закрыт для посещения - Музей-заповедник Лудорвай Друзья, важная информация о режиме работы музея!  20 июля (суббота) музей недоступен к посещению в связи с УЧЕНИЯМИ, проводимыми на территории.
Музей-заповедник Лудорвай